Главная Новости

ЕЗДА ДОРОЖАЕТ Депутаты Госдумы сначала предлагали задерживать у нарушителей права до оплаты штрафов, но в итоге отказались от репрессий

Опубликовано: 16.03.2019

Гаишники бьют тревогу – ежегодно в стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнут по 35 000 человек. По мнению придорожных милиционеров, единственный способ сохранить жизни россиянам – это в разы повысить штрафы. Однако состоявшиеся в Госдуме парламентские слушания на тему «Проблемы законодательного обеспечения безопасности дорожного движения и повышения эффективности дорожно-транспортной инфраструктуры» показали, что далеко не все депутаты готовы отдать свои голоса в пользу репрессий. Впрочем, обо всем по порядку.

Заместитель начальника ДОБДД МВД РФ Александр Якимов ратовал за усиление ответственности в отношении нарушителей и увеличение штрафов. Взгляды высокопоставленного гаишника лидеру «Движения автомобилистов России», депутату Госдумы РФ Виктору Похмелкину пришлись не по вкусу:

– Начинать надо не с повышения штрафов за те или иные нарушения ПДД, а с реформирования ГАИ и лишения дорожных милиционеров ряда функций... Самые жаркие споры, как и ожидалось, возникли вокруг законопроекта Владимира Плигина, предложившего наказывать по фотографии нарушения не водителей, а собственников машин. – Подобный подход нарушает сразу несколько статей Конституции, – возмущались правозащитники. – Статья 19 гласит, что «все равны перед законом». Но получается, что шоферов ставят в заведомо худшее положение, нежели нарушителей правил охоты и рыболовства. Статья 49 «Презумпция невиновности» – получается, что ко всем нарушителям норм КоАП РФ будет применяться принцип презумпции невиновности, а к водителям и собственникам авто – нет. 51-я статья гласит, что «никто не должен давать показаний против самого себя», а г-н Плигин и его соратники предлагают собственникам машин «стучать» на самих себя... Но о законодательной инициативе Владимира Плигина вскоре забыли, когда к микрофону подошла депутат Мосгордумы Инна Святенко. Она предложила вернуться к практике, когда за любое нарушение ПДД у водителей забирали права и возвращали их лишь после оплаты штрафа. Депутатам Госдумы показалось предложение их московской коллеги противоречащим нормам гражданского права, ведь законодательство о залоге запрещает изъятие любых документов в качестве самого залога. Прошедшие парламентские слушания показали, что депутаты пока не готовы принимать законы, слишком сильно ограничивающие права водителей. Однако творцы законов в одном все же сошлись с ГИБДД – штрафы за нарушение Правил на дороге многократно нужно увеличивать. И вот, несколько недель спустя, парламентарии приняли в трех чтениях поправки в 12-ю автомобильную главу Административного кодекса. Итак… Общая установка – значительное увеличение штрафов за самые хамские и общественно опасные нарушения ПДД – сохранилась. Так, например, за выезд на полосу встречного движения сейчас карают штрафом в 300–500 руб. или лишением прав на срок от 2 до 4 мес. А в новой редакции КоАПа депутаты предлагают «раскрутить» нарушителя на сумму в 2000–2500 руб., а у рецидивистов отнимать права на срок от 6 мес. до 1 года. Любителям быстрой езды также придется пересмотреть свои взгляды на дорожную безопасность, ибо за превышение скорости на 40–60 км/ч готовьте уже не 100–300 руб., а 1000–1500! Ну а если в черте населенного пункта, где максимально разрешенная скорость 60 км/ч, вы разгонитесь до 120 «кэмэ» и выше, то вместо 300–500 рублей вам придется выложить на «бочку» 2000–2500 «рэ», да и прав вас могут лишить на полгода-год. Очень многие водители возмущались планами широко внедрить в Административный кодекс такое экстремальное наказание, как арест на срок до 15 суток. Пожелания моторизованной общественности были учтены: число статей, по которым можно загреметь в казематы, сокращено. Теперь это грозит лишь тем, кто сидел за рулем без прав и отказался от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и пьяным водителям, управлявшим автомобилем без «прав». Правда, в принятой депутатами редакции КоАП есть важное дополнение – за вышеупомянутые деяния можно отделаться штрафом в 5000 «деревянных». Кроме того, в Кодексе появятся разъяснения, что именно считать «состоянием опьянения». Если в 1 литре вашей крови содержится до 0,3 грамма этилового спирта или в литре выдыхаемого воздуха имеется менее 0,13 миллиграмма «горючки», то вас должны признать трезвым. Для тех, кто проезжает перекрестки и регулируемые пешеходные переходы на красный сигнал светофора, согласно новой редакции Административного кодекса будут наказывать не пресловутыми ста рублями, а лишением прав на срок от 2 до 4 мес. Безусловно, из-за тех, кто выезжает на перекрестки под красный свет, случаются серьезнейшие ДТП, где калечатся и погибают люди. Но не следует забывать, что гаишники частенько привлекают к ответственности и тех, кто проскакивает на желтый (это, кстати говоря, Правила разрешают, ведь водителю груженой фуры далеко не всегда хватит тормозного пути, чтобы остановиться перед стоп-линией и при этом не спровоцировать аварию). Вот попробуй доказать человеку в погонах, что ты проехал на разрешающий сигнал светофора… Значит, у гаишников появится неплохая возможность обогатиться за счет дальнобойщиков. Что касается балльной системы штрафов (как в былые времена водителям в специальном талоне делали просечки), то от нее решено отказаться. А вот привлекать к ответственности владельца автомобиля, если нарушение зафиксировано с помощью фото- и видеозаписи, все же будут. Владельцу придется доказывать, что за рулем был не он. Не сможет – штрафом «отоварят» именно его. Правда, в законе появилась гуманная оговорка: размер штрафа в таком случае должен быть наименьшим за данный вид нарушения. Кроме того, депутаты Госдумы согласились с доводами своих челябинских коллег, которые предлагали наказывать тех, кто устанавливает памятники и вешает венки вдоль дорог. Парламентарии решили штрафовать таких «могильщиков» до полутора тысяч рублей «за установку памятников и иных памятных знаков погибшим в непосредственной близости от дороги». Пожалуй, это все новшества, которые в ближайшем будущем станут для российских водителей реальностью. Правда, чтобы предложения депутатов были внесены в закон, их должен одобрить Совет Федерации и президент. Но за этими инстанциями дело не встанет, а значит, через пару месяцев нарушать Правила станет крайне убыточным для семейного бюджета мероприятием.

Ефим СВИСТУН

rss