Кто ответит за скверные дороги и разбитый на них транспорт?

Опубликовано: 06.09.2018

Контроль же за ремонтом дороги – обязанность ее балансодержателя, т.е. опять же региональных и местных органов власти

С наступлением весны и «дачного сезона» россияне сталкиваются с разбитыми после зимы дорогами, проезд по которым зачастую превращается в пытку, а автомобиль по окончании отдыха отправляется в ремонт. «Прелесть» русских дорог в Тверской области семья нашего корреспондента испытала на себе, что и послужило толчком к написанию данного материала.

 

И если на федеральных трассах эта проблема практически сведена к нулю, то на большинстве региональных дорог хорошее покрытие – это что-то из области фантастики. Кто же контролирует своевременный ремонт дорожного покрытия и куда жаловаться на поврежденный автотранспорт?

Как известно, Россия занимает 5-е место в мире по протяженности дорожной сети, которая включает в себя более 1,5 млн км автомобильных дорог федерального, регионального, муниципального и местного значения. При этом федеральные трассы – а их свыше 51 тыс. км – сегодня признаны одними из самых технологичных, на которых применяются практически все современные общепризнанные методы строительства и ремонта дорог. И находятся они в ведении Федерального дорожного агентства РФ, поставившего цель к концу 2020 года привести в нормативное состояние 85% протяженности сети. (В скобках заметим, что еще в прошлом году тогдашний министр транспорта России Максим Соколов доложил о том, что все федеральные трассы уже приведены в нормативное состояние).

Но кто отвечает за другие виды дорог и их своевременный ремонт? И считается ли ремонтом полотна многочисленные точечные «заплатки» на месте ям?

Как пояснили в пресс-службе Росавтодора, региональные, местные и межмуниципальные дороги находятся в ведении субъектов Российской Федерации. Они же и отвечают за их ремонт и содержание. Срок ремонта должен быть прописан в контракте с подрядчиком. Контроль же за ремонтом дороги – обязанность ее балансодержателя, т.е. опять же региональных и местных органов власти. Причем на федеральных дорогах так называемые «ямочные» ремонты сведены к минимуму, их проводят только в связи с необходимостью быстрого устранения аварийной ямочности. Это временная мера, позволяющая сохранить рабочее движение без рисков для пользователей. После того, как движение переводится на альтернативные участки либо ограничивается, дорожные службы полностью срезают поврежденное покрытие и заменяют его на новое. Делается это не локально, а картой с комфортным переходом с одного покрытия на другое. Однако на региональных трассах ямочный способ ремонта дорог до сих пор считается одной из мер по поддержанию дорожной сети в проезжем состоянии.

Ярким примером подобного ямочного ремонта может служить дорога «Р84» в Тверской области, где от д. Кесьма в сторону г. Весьегонск на протяжении 15 км каждую весну автолюбителям открывается «чудо из чудес»: отрезок дороги полностью состоит из ям. Летом они стабильно превращаются в «заплатки», но весной история повторяется. К слову сказать, обратившись с вопросом об этом участке в администрацию Тверской области, в ответ мы услышали нежелание комментировать проблему в связи «с нецелесообразностью».

Однако, как уточнили в Росавтодоре, в России есть и федеральные дороги с индексом «Р». К примеру, Р-217 «Кавказ», Р-21 «Кола», Р-22 «Каспий» (М-6 ранее), Р-23 Санкт-Петербург - Псков – Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия, Р-56 Великий Новгород - Сольцы - Порхов – Псков, Р-92 Калуга - Перемышль - Белев – Орел, Р-119 Орел - Ливны - Елец - Липецк – Тамбов и другие. Они опять-таки находятся в ведении Федерального дорожного агентства.

 

Дороги или направления?

Кроме того, в регионах есть и другие дороги – с мягким покрытием или грунтовые. Они нанесены на карту, подходят к многочисленным селам и деревням и зачастую служат для людей единственным путем сообщения. Но в период обильных дождей и весенних паводков эти дороги превращаются в непроходимые и непроезжаемые топи, особенно если это еще и путь для лесовозов и других большегрузных машин. Кто же следит за их состоянием, и возможно ли ограничить передвижение подобного транспорта для предотвращения ухудшения состояния этих дорог?

Как пояснили в пресс-службе Росавтодора, если это региональные или муниципальные трассы – то за их состояние также в целом отвечает субъект федерации, на чьей территории они расположены, а в частности, то муниципальное образование, к которому они приписаны. Если грунтовая дорога входит в часть федеральной дорожной сети, то за ее содержание и ремонт отвечает подведомственные Росавтодору федеральные казенные учреждения.

А вот насчет ограничения движения – как оказалось, это вопрос дискуссионный. Если эта дорога – единственный источник проезда сама по себе, то ограничивать по ней передвижение или перекрывать ее полностью – было бы не лучшим решением. Но порой избежать перекрытия трассы невозможно. Как отметили в Росавтодоре, на федеральной дорожной сети к настоящему времени практически не осталось грунтовых разрывов, последние из них расположены лишь в зонах экстремальных климатических условий, но и они должны быть ликвидированы в последующие годы.

Но может быть, в перспективе возможно перевести все грунтовые дороги в асфальтобетон? В Росавтодоре пояснили, что не исключено, и эта работа ведется в соответствии с указами Президента РФ и обновленной Транспортной стратегией РФ до 2030 года. Как утверждает Росавтодор, Россия сегодня одна из тех стран, большая часть автодорог которой находится в асфальтобетонном покрытии – свыше 1 млн км, т.е. на долю грунтовок приходится около 500 тыс. км (при этом качество и состояние этого твердого покрытия не уточняется – ведь в районе Кесьмы эта дорога тоже была с «твердым» покрытием).

При этом, к  примеру, в США свыше 6,5 млн км автодорог, но из них в грунте более 2 млн км. В Бразилии, как в одной из самых бурно развивающихся в экономическом плане стран, протяженность дорог составляет свыше 1,5 млн км, а заасфальтировано только 212 тыс. км. А вот в  Японии из 1 млн 200 тыс. км дорог асфальтовое покрытие имеют уже 948 тыс. км. или более 70%. И, конечно, качество дорог США или Японии невозможно сравнивать с качеством российских дорог, особенно межрайонных и межобластных.

И все же, кто несет ответственность за поврежденный автотранспорт после проезда по некачественным дорогам? Эта обязанность лежит на балансодержателе автодороги и подрядчике, а решение о компенсации должно приниматься судом. Что касается подачи жалобы на плохое состояние региональной дороги – то ее необходимо подать к балансодержателю дороги, а также в прокуратуру. И если все владельцы автомобилей, которые оказались повреждены из-за выбоин на дороге, подадут свои жалобы, то и суд, и прокуратура будут заниматься только российскими дорогами.

И все-таки будем надеяться, что вторая из российских бед хоть когда-нибудь  окончательно станет былью.

 

Галина Крупен

 

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь .

 

rss