Главная Новости

Московский Трамвай || Публикации

Опубликовано: 26.08.2018

видео Московский Трамвай || Публикации

Трамваи в Краснопресненском депо в Москве - Trams in the NorthWest of Moscow.
Большой Город 17 мая 2002 г.

БРОНЕПОЕЗД ЛЮБВИ



Валерия СЕЛИВАНОВА.

В этом году московскому трамваю исполнилось 103 года. Если верить архивам, электрифицированный транспорт в столице был пущен в дремучем 1899 году. До этого счастливого события вагоны по рельсам таскали упряжки лошадей. Новый самодвижущийся трамвай ходил с 8 часов утра и до 8 вечера от Петровского парка по Нижней и Верхней Масловкам прямо до Бутырского вала. Проезд на чуде общественной техники обходился гражданам в шесть копеек.


Новинка! Трамвайная линия на площади Тверская Застава | New tram in Moscow

В ообще удивительно, что трамваю в Москве удалось просуществовать так долго. Почему-то так заведено, что последние лет пятьдесят городское начальство делает все возможное для его уничтожения. Еще в советские времена исполком Моссовета принял четкий план изгнания дребезжащих электрических вагончиков из города. Уже тогда окончательно и бесповоротно было решено, что такой общественный транспорт для столицы бесполезен, поскольку устарел морально и своими рельсами создает в городе одни проблемы.


Московский трамвай. Специальный репортаж.

П ланировалось, что до начала 60-го года трамваи будут полностью убраны с улиц внутри Садового кольца. Почти так и вышло. Сейчас в самом центре трамвай ходит только по бульварному кольцу. К концу прошлого века число линий должно было сократиться до трех. Хотели оставить рельсы только на юге, севере и востоке города. А к началу двухтысячных годов советские чиновники думали окончательно избавиться от трамвая. Слава Богу, из этих смелых планов ничего не получилось. Потому что трамвай, как я искренне полагаю, существо внеземное. Он живет среди нас, людей, по собственным законам.

В Москве до сих пор работают пять трамвайных парков: в районе Лесной улицы - депо имени П. М. Щепетильникова (слесарь-революционер), на Шаболовке - имени П. Л. Апакова (трамвайный водитель-революционер), в Сокольниках - имени И. В. Русакова (героический руководитель райсовета), на Сельскохозяйственной - имени Н. Э. Баумана (революционер, не водитель трамвая), а также Краснопресненское депо на Ходынской улице и Октябрьское на Большой Калитниковской. Общими усилиями они сейчас обслуживают 43 городских маршрута и ежедневно при помощи электричества перевозят почти по четыре миллиона москвичей и гостей столицы.

Н ужно заметить, что все пять действующих депо были построены еще в начале прошлого века. Наверное, из-за своих преклонных лет, или по другой таинственной причине, московские трамвайные парки живут какой-то немыслимой жизнью, совершенно обособленной от внешнего мира. Я побывала в нескольких депо - такое ощущение, что за долгие годы их существования там ничего не изменилось, и судя по всему, уже никогда не изменится.

В ход на заколдованные территории охраняют бетонные заборы и строгие дядьки-вахтеры в синих форменных одеждах. Но за этими барьерами, куда не может проникнуть обычный человек, скрываются цветущие яблоневые сады, грушевые аллеи, аккуратно разбитые клумбы, мужчины и женщины в ярких оранжевых жилетах, любовно моющие чешские вагоны "Татра" тряпками и продувающие их механизмы воздушной струёй под сильным давлением. Там работают инженерами по эксплуатации красивые женщины-королевы с высокими белыми прическами и фиолетовыми бантами в волосах. Мужчины, служащие здесь главными экономистами, пишут исторические книжки. Вахтеры балуются фотографией. Здесь обитают также добрые толстые черные коты без одной передней лапы.

Н ичто постороннее и чуждое не может оказать сколько-нибудь заметного влияния на этот чудесный мирок. Просто потому, что оно здесь не приживается. Например, в Краснопресненское депо власти прислали недавно для эксперимента новый трамвайный вагон ЛМ-2000 с Петербургского трамвайно-механического завода. Прошло уже несколько месяцев, а новичок все хворает. Чахнет, ломается и долгие дни проводит в ремонте. Не нравится он тут никому, хоть ты тресни.

- С ерый он какой-то, - пожимает плечами Зинаида Исаева, начальник безопасности движения и линейного контроля. - Или даже серо-зелено-серебристый. Сразу видно: северные балтийские люди красили. А мы-то москвичи. Нам московские краски нужны, яркие. Да и потом, у него же всего одна фара! Это же ужасно. Где это видано? Мы его Циклопом называем.

Н а первом этаже административного здания Краснопресненского депо торгуют зубной пастой, кремом для ног, домашними цветастыми халатами и копченой колбасой по сниженным ценам. Это выглядит так сентиментально, что просто невозможно понять - зачем, московские власти не любят трамвай, а любят теперь какой-то идиотский монорельс, электрический уродец, украденный у людей и поднятый на высоту 20 метров над землей. Во всем мире монорельс используют только в качестве аттракциона либо транспортера в зоопарках, где хищники отпущены из клеток и бродят в поисках добычи. Есть еще монорельсы в Японии, где людям негде жить, потому что не хватает места. В Европе же и Америке сейчас начался настоящий трамвайный бум. Там молятся на этот экологич-ный, дешевый и быстрый транспорт, который движется своим собственным путем и никогда не попадает в пробки. В Париже, где трамваи в горячке угробили еще в 30-х годах прошлого века, сейчас полным ходом раскладывают рельсы обратно.

В нашей же трамвайной жизни есть вот какой прекрасный парадокс: чем больше чиновники ненавидят желтые электрические вагоны, тем более их любят горожане. Согласно опросам общественности, к трамваям сейчас неровно дышат больше 85% москвичей. Все они считают старинный рельсовый общественный транспорт самым удобным и полезным. Любовь простых российских граждан настолько велика, что порой они способны совершать совершенно необъяснимые поступки. Так, в России официально зарегистрированы восемь угонов трамваев.

В прошлом году, например, в Воронеже один рабочий вагоноремонтного завода ночью украл электрического коня прямо из депо. После продолжительного выпивания со сторожем мужчина сел в вагон и умчался на нем к себе домой. Он был так прекрасен и неуловим, что догнать его не удалось даже на аварийной автомашине под названием "Коршун-5". Остановить рабочего человека помогло только тотальное отключение электропитания всей линии. В прошлом же году в Магнитогорске трамвай из собственного депо угнал слесарь. Специалист раньше работал водителем, но за пьянство был переведен на нудную ремонтную работу. Душа же его, конечно, просила движения, ветра в лицо и звука колес, стучащих в одном ритме с его горячим человеческим сердцем. И был он таков.

Я тоже не стала противиться чувствам. Люблю трамваи, и все. Метро и троллейбусы не люблю, даже избегаю их, а трамваи люблю. И главное - связно объяснить себе и посторонним свою страсть не умею. Да и ладно, подумала я. Поеду. Поеду от одной конечной остановки до другой, прислушаюсь к своим ощущениям, может, загадочная причина и разъяснится.

В ыбрала себе я маршрут N27, следующий от станции метро "Дмитровская" к метро "Войковская". Двадцать седьмой можно с некоторой натяжкой назвать старейшим трамвайным маршрутом в Москве. До строительства тоннеля третьего кольца на Нижней Масловке он практически повторял путь самого первого электрического трамвая. Но три года назад двадцать седьмому сделали обрезание. Теперь он добирается только до "Дмитровской", разворачивается и идет в обратном направлении. Однако, несмотря на укорачивание, на маршруте все же остался один недолгий исторический кусочек пути.

Н а "Дмитровской" ровно в 11. 54 утра я села в старый чешский вагон, раскрашенный в какую-то корейскую красно-белую рекламу. В салоне кроме меня и женщины-водительницы никого не оказалось. Я отдала за проезд пять рублей, пробила дырочки в билете и села на серое пластиковое сиденье, похожее на уткин клюв. В окно светило солнце, мне было приятно и тепло. За окном показалась аптека, опять аптека, павильон "Продукты", прохожие, бежевые кирпичные дома.

11.55 . Остановка "Дмитровский проезд". В вагон так никто и не вошел. Кажется, общественный транспорт работал только ради меня - удобно. Я чувствовала умиротворение и покой. Я представила себя путешественницей, которой предстоит совершить в пути очень важное открытие. Оно еще где-то там, впереди, а я уже как бы в купе поезда дальнего следования. Я могу достать копченую курицу, водку и вареные яйца, завести беседу с внезапными соседями или просто ждать своей станции, любуясь пейзажами.

11.56 . "Улица Всеволода Вишневского". Самой улицы Вишневского не видно. На домах таблички: улица Костякова. В вагон наконец-то стали входить люди. Это старушки в платочках и молодые люди студенческого возраста.

11.57 . "Магазин "Свет". На магазине название - "Свет-47".

11.57 . "Префектура Северного округа". С этого места двадцать седьмой идет там же, где сто лет назад катился первый электрический трамвай. Улица очень узкая. Такое ощущение, что протянешь руку и коснешься окон пятиэтажных хрущевок. Висят тюли, а на подоконниках расставлены цветы. Показалась дворовая футбольная коробка. Совсем не Москва, какой-то провинциальный городок.

12.00 . "Парк "Дубки". Озеро, аккуратные асфальтированные дорожки.

12.02 . "Красностуденческий проезд". Здесь вместо современной стеклянной трамвайной остановки - деревянный некрашеный павильон. Говорят, он сохранился со времен того самого первого трамвая. Сейчас в нем ремонт обуви.

12.03 . "Тимирязевская улица, 42". Слева - теплицы сельскохозяйственной академии. Прямо - парк Юрского периода. За стеклами теплиц видны какие-то крупные неведомые растения.

12.04 . "Пасечная улица". Вместо пасеки - скопление милиционеров в салатовых жилетах.

12.06 . "ТСХА". Сама Тимирязевская академия. Студенты выходят. Двадцать седьмой перестает быть историческим маршрутом, дальше он уже никак не связан с первым трамваем.

12.07 . "Полиграфический институт". Выходит оставшаяся молодежь.

12.08 . "Кинотеатр "Байкал". С этого момента виды в окнах начинают меняться, появляются уродливые современные высотки. На газонах растут желтые одуванчики.

12.11 . "Соболевский проезд". Навстречу нам попадается двадцать седьмой, следующий в противоположном направлении. Его водительница три раза подмигивает фарами нашей.

12.13 . "Третий Михалковский переулок". Ничего особенного.

12.14 . "Коптевский рынок". Вагон атакует толпа старушек с нагруженными продуктами сумками. В прошлом году в декабре здесь строительный кран врезался в трамвай. Никто не умер и даже не попал в больницу.

12.15 . "Коптевская улица".

12.17 . "Коптево".

12.18 . "Новопетровская улица". Шиномонтаж.

12.18 . Кинотеатр "Рассвет".

12.20 . "Третий Новоподмосковный переулок". Водительница добавляет: "Центр прозрения".

12.21 . "Школа имени Космодемьянских", или. по-другому, "Академия МВД". В окне - облупившееся милицейское высшее учебное заведение. В обоих направлениях - пробка. Грустные автомобилисты маются от жары, а я с ветерком лечу вперед. Директор депо им. Баумана мне рассказывал, что его вагоны сталкиваются с личным транспортом москвичей как минимум четыре раза в месяц. Во всех случаях ДТП трамвай обычно не виноват. В Правилах дорожного движения четко и ясно записано: рельсовый городской транспорт - самый главный. Внезапно я поняла, почему люблю трамвай, этот мирный городской бронепоезд, крепость, дающую защиту одиноким городским сердцам. Здесь, внутри самодвижущегося оборонительного сооружения, и у любого москвича появляется возможность почувствовать себя главным человеком на земле. Человеком, которому покорны время, стихия и пространство.

12.23 . "Метро "Войковская". Конечная. Все. Наше путешествие закончилось. Теперь мы не самые главные. Придется спешить по делам.

Я хочу спросить: всматривались вы когда-нибудь в лица водителей трамваев? Они всегда излучают спокойствие и счастье. От этого женщины-водительницы превращаются в настоящих красавиц. И это приятно, поскольку среди вагоновожатых их абсолютное большинство. Вот, к примеру, Валерия Савицына. Трамвай она водит уже шестнадцать лет подряд. В Краснопресненское депо пришла в 21 год и почти сразу вышла замуж за Александра, тоже водителя трамвая. Теперь у Савицыных двое детей: мальчик и девочка.

С о своим мужем Валерия работает посменно на одном и том же маршруте N27. Для того чтобы попасть на работу в утреннюю смену, ей приходится вставать в два часа ночи. Работает Валерия тремя педалями: экстренный тормоз, обычный тормоз и скорость. Руля у трамвая нет. Вместо него - ручка, похожая на ручку от дверцы холодильника, и несколько вентилей, как у газовой плиты. Ручка - для того чтобы держаться, а вентили - для открывания трамвайных дверей. В производстве также полезен микрофон для объявления остановок и большие зеркала для бокового обзора. На трамвайную работу Валерия ходит в светлом пиджаке, белой блузке, темной юбке, в туфлях на высоких каблуках и всегда с макияжем, маникюром и тщательно уложенными волосами.

- З ачем так стараться? - спросила я у Валерии.

- К ак зачем, мы же на виду, как на витрине. На нас люди смотрят. Представляете, стоите вы на остановке, ждете трамвая, а к вам подъезжает какая-нибудь мымра неухоженная. Разве приятно?

О важности красоты в трамвайном деле рассказывала мне и Матрена Ивановна Макарова. Матрена Ивановна - водитель-ветеран. В Октябрьском депо она проработала в общей сложности 43 года. Начальство ей доверяло водить самый сложный маршрут "А" по бульварному кольцу. Дело в том, что только опытный вагоновожатый может вести трамвай в горку.

- К огда я только начинала водить трамваи в конце сороковых годов, в старых деревянных вагонах не было отопления. По-хорошему, на работе нужно было в валенках сидеть зимой. Но разве такое уродство возможно? Я ездила в легких ботинках. Сыпала туда для тепла горчицы и оборачивала ступни газетой, - рассказывает ветеран.

Н ужно заметить, что Матрена Ивановна не умеет читать.

- П оставили меня как-то на новый маршрут и написали на бумажке, когда и на каком перекрестке надо поворачивать. А я читать-то не умею. Ну, еду, еду, думаю, пора бы повернуть, поворачиваю, а пассажиры на меня как закричат: "Куда едешь!". Сейчас бы за такое побили, а тогда люди добрые были, просто посмеялись.

В нынешнем году Матрене Ивановне исполнится 80 лет, но на вид ей не дашь больше 65.

- Я так хорошо сохранилась благодаря трамваю. Трамвай дисциплинирует. Приходится очень рано вставать, следить за собой, алкоголь вообще исключается. Такое не каждый мужчина выдержит. Вы знаете, я уже на пенсии больше десяти лет, но мне до сих пор снятся сны, что я опаздываю в депо на первый рейс. Страшно. Просыпаюсь вся в холодном поту.

С транно, но вообще все люди, имеющие хоть какое-то, пусть самое отдаленное отношение к трамваю, счастливы. Вот, например, московский программист Александр Морозов тоже радуется жизни. Три года назад он организовал на общественных началах комитет "Москвичи за трамвай". И теперь в свободное от работы время занимается защитой рельсового общественного транспорта от посягательств чиновников.

В начале этого года Александр и его единомышленники сделали доброе дело, спасли от ликвидации трамвайные пути на Ленинградском проспекте. Для этого они собирали подписи по всему городу и устраивали митинг. Кроме того, специалисты комитета разработали собственную программу развития московского трамвая и теперь пытаются убедить городские власти ее принять. В основе общественной программы лежит идея развития рельсового сообщения по хордовым направлениям - иными словами, между станциями метро соседних линий, а также в совсем новых спальных районах города.

- А лександр, скажите, а почему москвичи так любят трамвай? - спросила я энтузиаста.

- В ообще в трамвае много странного, я не могу объяснить, почему. Может, это из детства идет. Все мальчики мечтают о детской железной дороге. Хотя среди активных участников нашего комитета есть и девушки. Всего нас около сорока человек. Мы настоящие фанаты. По каждому маршруту проездили по нескольку раз. Я не могу вам внятно сказать, за что мы так уж все это любим. И еще есть одна совсем уж странная странность. Честно. Может, это как-то со звездами связано, я не знаю... Ну, в общем, большинство трамвайных фанатов, с которыми я общаюсь, родились в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году. Мистика какая-то.

З наете, это действительно мистика. Я тоже родилась в одна тысяча девятьсот семьдесят седьмом году.

Вернуться к оглавлению раздела Публикации

rss