Главная Новости

Можно ли маршруткам налево из правого ряда? — Блог Артема Краснова

Опубликовано: 02.10.2018

видео Можно ли маршруткам налево из правого ряда? — Блог Артема Краснова

Налево из правого ряда 2

Наш проект «Лови маршрутку» потихоньку раскочегаривается. Предсказуемо, есть нарушения-лидеры, и для маршруток — это проезд на красный и повороты из неправильного ряда. Насчет последнего читатели организовали холивар на тему: а можно ли маршруткам нарушать знаки движения по полосам?



 

Вот характерный пример: массовый поворот налево из ряда, который разрешает движение только прямо. Как следствие — создание помех тем, кто движется по этому ряду, а также перекрытие обзора соседним машинам, поворачивающим налево.

В Правилах есть ремарка о том, что действие знаков 5.15.1 и 5.15. 2 (направление движения по полосам) не распространяется на маршрутные транспортные средства. Означает ли это, что маршрутка может на восьмиполосной дороге повернуть налево с правого ряда?


маршрутки налево из правого ряда

Есть люди, которые указывают на безусловность «индульгенции» для маршруток: дескать, раз правила разрешают игнорировать знаки 5.15 — то и говорить не о чем. Но я не мог отделаться от скепсиса, поэтому я позвонил в ГИБДД. Там пояснили следующее:

— При наличии согласованного маршрута общественный транспорт может игнорировать требования знаков движения по полосам, например, на перекрестке улиц Доватора и Воровского при движении от железнодорожного вокзала ряд автобусов и маршруток имеют право поворачивать налево, хотя знаки движения по полосам предписывают движение только прямо. В остальных случаях маршрутный транспорт обязан выполнять все требования ПДД, включая необходимость занять правильную полосу перед тем или иным маневром.


А718ЕУ154 Налево из правого ряда

В инспекции подчеркнули, что маршрут никогда не согласуется таким образом, чтобы пересекались траектории общественного транспорта и прочих автомобилей, которые выполняют требования знаков 5.15.1 или 5.15.2. Например, если три полосы разрешают поворот направо, маршрутному транспорту не согласуют проезд прямо с правой полосы. Ведь откуда прочим водителям знать о том, как именно проложен маршрут автобусам, если он идет вразрез с требования знаков, а иных инструкций на этот счет нет?

Маршрутчики — народ хитрый, и в основном нарушают знаки движения по полосам таким образом, чтобы не создать явных помех соседям. Например, на видео выше — левый ряд предназначен только для поворота налево, соседний — только для движения прямо. Поворот с него не приводит к пересечению траекторий, и вроде бы теоретически его могли бы и разрешить.

Насколько я понял объяснения ГИБДД и юристов, к которым обратился, поблажки для маршрутного транспорта сделаны для случаев, когда без нарушения знаков движения по полосам невозможно следовать проложенному маршруту. Например, знаки полностью запрещают поворот, но специалисты управления транспорта и ГИБДД согласовали его для автобусов, имея в виду, что он не должен провоцировать помех и аварий. В местах, где поворот в принципе возможен, эти исключения уже не действуют.

На маршрутки, как и на любой транспорт, распространяется требование п. 8.5, цитирую: «перевод поворотом […] водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части». Исключение — только для круговых перекрестков.

Правда, автоэксперт Юрий Панченко упомянул прецеденты, когда автобус сталкивался с автомобилем: первый шел прямо по полосе для поворота направо, второй — поворачивал со второго ряда по знаками движения по полосам. И вроде бы суд встал на сторону водителя автобуса, коль скоро тот имел право игнорировать знаки 5.15 и двигался по согласованному маршруту.

Как я понимаю, такие происшествия нужно списать на российскую специфику, когда маршрут согласуется диким образом и потому противоречит интуиции и здравому смыслу. И, возможно, если у водителя автобуса была инструкция ехать именно так, судиться нужно не с ним, а с автором инструкции.

Но если учитывать «дух закона», и не только ПДД, но и, например, правил обеспечения безопасности перевозок , то в приоритете все же не скорость проезда трудных перекрестов, а безаварийность. И рутинные нарушения знаков 5.15.1 и 5.15.2 недопустимы: обязанность занимать правильное положение перед маневром с машрутчиков никто не снимал.

А если зайти в этом вопросе слишком далеко, то получится совсем грустная картина. Тогда на широченных перекрестках при движении прямо по знаку 5.15 каждый водитель должен будет убедиться, не решит ли какой-нибудь маршрутчик сигануть слева направо или наоборот. Как по мне, это слишком уж абсурдно даже для наших реалий.

Похожее

rss