На обочине

Опубликовано: 04.12.2018

видео На обочине

Феерический отжиг на обочине

Когда родился этот заголовок, он «работал» как в прямом, так и в переносном смысле. Теперь остался только переносный, поскольку даже обочина больше недоступна. Если раньше измаильские маршрутки в Одессе припарковывались к узкой полоске земли посредине Итальянского бульвара, то теперь нет и её: оградили с обеих сторон, так что посадка пассажиров происходит прямо на проезжей части.



Неудобно, небезопасно? Но такой автобусный сервис уже много лет имеют жители неофициальной столицы Украинского Придунавья, приграничного портового Измаила. Наша подпольная автостанция не имеет никаких опознавательных знаков, здесь нет даже навеса на случай непогоды, не говоря уже о буфете-туалете. Благо, железнодорожный вокзал рядом, так что удобства, как говорится, во дворе. 


На обочине 2004 трейлер

Можно только позавидовать жителям других бессарабских городов и сёл, которые едут домой, как положено, с автовокзала. Там у них и расписание движения, и объявления о прибытии/отправлении, и камеры хранения, и зал ожидания, и справочная, и кассы (в измаильской маршрутке платишь непосредственно водителю, и платишь немало: стоимость проезда подбирается к 200 гривнам, а в автобусе повышенной комфортности берёт и этот рубеж). 


🔴Тощая овчарка с облезлой шерстью брела по обочине дороги…

Но всё это не для нас, отверженных. Помню, несколько лет назад я безуспешно прождала свой автобус в том месте, которое, как мне казалось, он никак не мог миновать. Мне и в голову не приходило, что во второй по величине город области, стратегический для украинской экономики и политики населённый пункт, нельзя добраться с центрального автовокзала Одессы. Однако там мне пояснили, что не имеют никаких бизнес-партнерских отношений с измаильским перевозчиком и «измаильской» информацией не владеют. Так что нам, группе пассажиров, пришлось звонить диспетчеру в Измаил (в Одессе не удалось обнаружить никакого офиса, никакого контакта транспортной фирмы) и под дождём таки ехать на тот же – да минует его дорожная полиция! - Итальянский бульвар.

А выхода нет. Точнее, нет выбора. Измаильский «Автотранс» поглотил местные автотранспортные компании и теперь беспрепятственно куражится над пассажирами. Этому способствует железнодорожное сообщение между Измаилом и Одессой, кажется, специально организованное так, чтобы им нельзя было воспользоваться. В Измаиле распространено мнение, что всем этим заправляет Одесса. Измаильские власти ей не мешают. Вероятно, имеют на то свои соображения.  

Но что на Одессу пенять, когда она и сама недалеко ушла по части автобусного сервиса. Невероятно (и я до последнего сомневалась, что в правильном месте ожидаю своего рейса на Гдыню), но автобус протяжённого международного маршрута отправляется, без преувеличения, из подворотни, именуемой автостанцией  «Привокзальная». 

Под стать уровню обслуживания и его культура. Не знаю насчёт Одессы, но в Измаиле, наверное, полагают, что механическое бездушие и есть современный деловой стиль работы с клиентами транспортной компании. Помню, мой покойный брат, почётный железнодорожник, рассказывал, как их ориентировали на терпеливое, заботливое отношение к пассажирам: ведь дорога – это всегда стресс, а то и опасность. 

В прежние времена у нас это понимали. Понимают и сейчас. За рубежом. Когда я, из-за 13-часового ожидания на украинско-польской границе опоздала на свой паром из Гдыни в шведскую Карлскрону, мне, пока я была в дороге, переоформили билет на следующий рейс, поддерживали по телефону, а утром уже ждали в офисе паромной линии Stena Line с чашечкой кофе и прочими проявлениями заботы. На Западе, куда мы вроде бы стремимся, не помочь пассажиру, да ещё женщине, едущей издалека и со всяческими трудностями, - немыслимо. Неформального внимания к человеку требует и служебная этика. 

У нас это понимают те, кто начинает работать по западным стандартам. В Измаиле я обратилась в две вроде бы серьёзные туристические фирмы за помощью в составлении маршрута поездки и оформлении проездных документов. Но помогли мне – причём с поразительной оперативностью и эффективностью – только в недавно открывшемся в нашем городе офисе туристической сети. Руководитель агентства – человек молодой, работала в США и Германии, туристическому менеджменту училась в Болгарии и Великобритании, стажировалась в Китае и Греции. Она же по телефону сопровождала меня на всем пути до польской границы, пока меня не «подхватили» мои шведские друзья и шведская же Stena Line. 

Измаильскому «Автотрансу» не до западных стандартов. Поэтому, когда на обратном пути, после полутора суток в дороге въехав на территорию Одесской области и чувствуя, что времени в обрез, я позвонила в диспетчерскую «Автотранса» с призывом попросить водителя последней измаильской маршрутки подождать, если понадобится, несколько минут, услышала казённое: «Автобус отправляется по расписанию». В результате маршрутка ушла в Измаил у меня на глазах, а мне пришлось ночевать на вокзале. Но прежде снова позвонила измаильскому диспетчеру, чтобы доложить: можете быть довольны - пассажир на рейс опоздал. 

Так после чужбины я оказалась дома, где свои люди - сограждане, земляки – всегда готовы создать или увеличить твои трудности. Наша хвалёная душевность давно ушла в прошлое, а того, что человечность – категория ещё и экономическая, мы пока не уразумели. Далеко же мы уедем с такой работой и с такой культурой!

Наталья ОЖОГОВА

rss