Главная Новости

Размещение пожарных приемно-контрольных приборов на объектах без персонала, ведущего круглосуточное дежурство

Опубликовано: 06.09.2018

Объектов, не имеющих на своей территории круглосуточного пребывания дежурного персонала, в России большое количество, а в нормативной базе эта ситуация в разрезе размещения пожарных приемно-контрольных приборов (ППКП) расписана, на наш взгляд, не однозначно. А ведь именно ППКП является сердцем и мозгом всей системы. От его правильного размещения зависит удобство и прозрачность функционирования всей системы пожарной сигнализации. Примечательно, что возможность отсутствия на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, была рассмотрена в недавно принятых поправках к СП 5.13130.2009 (СП5) . В соответствие с приказом МЧС России от 01.06.2011г. № 274, в пункте 13.14.4 СП 5 появился целый абзац на эту тему: «…При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме…». Очевидно, что речь пойдет о небольших объектах, таких как школы, или офисные здания, зачастую с несколькими арендаторами и т.п.


А. Чуприян проверил готовность к Универсиаде-2013

 Пункт 13.14.5 СП 5 гласит: “Приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа”.

 Последнее предложение наталкивает проектировщиков на идею спрятать ППКП в какой-нибудь кладовке, запертой на ключ и оборудованной датчиками охранной сигнализации. Однако зачастую это идет вразрез здравому смыслу, для таких объектов как, например, небольшие школы, магазины, где в рабочее время на объекте присутствует дежурный персонал. В таком случае целесообразно разметить ППКП в помещении, в котором последний находился на виду у дежурного персонала с целью контроля его работоспособности. Однако как быть с требованием «…В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа»? Существующая практика разъяснения спорных вопросов ВНИИПО с помощью писем дает некоторую пищу для размышлений по этому поводу. Любопытным является письмо [1], где указывается, что защита от вскрытия и несанкционированного доступа в приборе является альтернативой охранной сигнализации и не противоречит требованию п. 12.48 главного на тот момент документа НПБ 88-2001*, регламентирующего размещение ППКП. На сегодняшний момент практически все ППКП имеют встроенный датчик вскрытия корпуса. К тому же требование иметь защиту органов управления ППКП от несанкционированного доступа посторонних лиц является обязательным в соответствие с подпунктом г п. 7.2.1.1 ГОСТ Р 53325-2009.

 Такой, на первый взгляд, безобидный вопрос, как высота установки ППКП, также не является очевидным. В соответствии с п. 1 статьи 151 закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ (Технический регламент), со дня вступления его в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к объектам защиты, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, в том числе и вышеназванными, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. Следовательно, мы пользуемся положениями СП 5, а также всеми оставшимися, не противоречащими последнему.

 В настоящее время высота установки приборов приемно-контрольных в области пожарной безопасности регулируется несколькими противоречивыми документами табл. 2:

Таблица. 2. Требования по установке ППКП при отсутствии специально выделенного помещения

 

Нормативный документ ППКП до 5 шлейфов сигнализации  ППКП более 5 шлейфов сигнализации
РД 78.145 п. 3.3.2., п. 3.3.3. на высоте не менее 2,2м  на высоте, удобной для обслуживания, но не менее 1 м от уровня пола
«Пособие» к РД 78.145 п. 5.1., 5.2.  на высоте не менее 2,2 м от уровня пола  на высоте не менее 1,5 м от уровня пола
НПБ 88-2001* п. 12.52.  высота от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры была 0,8–1,5 м
СП 5.13130.2009 п. 13.14.9.  высота от уровня пола до оперативных органов управления и индикации указанной аппаратуры соответствовала требованиям эргономики

При анализе вышеизложенных требований по высоте видно, что одновременное их выполнение невозможно при применении ППКП, объединяющего в себе устройство управления и индикации, что характерно для небольших объектов. Причем в РД 78.145-93 и «Пособии» к РД 78.145-93 речь идет о высоте установки прибора, в НПБ 88-2001* - о высоте до оперативнх органов управления, а в СП 5.13130.2009 – о высоте до оперативных органов управления и индикации. Можно проследить тенденцию уточнения требований по высоте: высота размещения прибора - высота до органов управления - высота до органов управления и индикации. Что примечательно, для нашего случая РД 78.145-93 и «Пособие» к РД 78.145-93 при отсутствии специально выделенного помещения приборы малой емкости требует разместить на высоте не менее 2,2м, а приборы средней и большой информационной емкости - на высоте, удобной для обслуживания, но не менее 1 м от уровня пола (РД 78.145), и на высоте не менее 1,5 м от уровня пола, - поясняет нам «Пособие» к РД 78.145. Очевидно, что размещение прибора на высоте 2,2 м сделано из соображений ограничения несанкционированного доступа к нему.

Приведем разъяснение ВНИИПО, касающееся высоты расположения ППКП [2]: «Приоритет в применении имеют положения нормативных документов более позднего выпуска…положения НПБ 88-2001* имели приоритет по отношению к РД 78.145 (1993 г.) и «Пособию» к РД 78.145. Положения РД 78.145 (1993 г.) и «Пособия» к РД 78.145 в большей части относятся к охранной сигнализации. Положения НПБ 88-2001* напрямую относятся к средствам пожарной автоматики. Следует также учитывать, что положения п. 12.52 НПБ 88-2001* по размещению приборов согласованы с требованиями п. 9.1.1, пер. 8) НПБ 75-98 о наличии обязательной защиты органов управления ППКП от несанкционированного доступа посторонних лиц. В настоящее время следует выполнять требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пользоваться положениями СП 5.13130.2009 ».

 Следовательно, остается выяснить требования эргономики для размещения оперативных органов управления и индикации и разобраться, как с ними соотносится требование  расположения органов управления на высоте 0,8–1,5 м.

 Рабочие места различаются в зависимости от того, в каком положении осуществляется деятельность – сидя или стоя. Требования к расположению органов управления и средств отображения информации приведены в таблице 3 для случая аварийных органов управления и редко используемых средств отображения информации (редко - не более двух операций в 1 ч) для мужчин и женщин.

Таблица 3.

При выполнении работ сидя по ГОСТ 12.2.032-78 При выполнении работ стоя по ГОСТ 12.2.033-78
Размещение органов управления 400 – 1400 мм 700 -1900 мм
Размещение средств отображения информации допускается располагать в вертикальной плоскости под углом ±60° от нормальной линии взгляда  средняя высота расположения средств отображения информации должна быть для мужчин и женщин 1365 мм

Видно, что расположение органов управления на высоте 0,8–1,5 м укладывается в  требования только при выполнении работ стоя, и скорее напоминает пересечение требований по выполнению работ сидя и стоя.

 В качестве обобщения вышеизложенного, если на объекте в рабочее время присутствует дежурный персонал, ППКП целесообразно устанавливать в помещениях, удобных для его контроля, задействовав встроенную защиту прибора на вскрытие и задействовав возможность защиты ППКП от несанкционированного доступа к органам управления как альтернативу охранной сигнализации в помещении. Размещать же ППКП следует в соответствие с требованиями, изложенными в таблице 2, однако при организации рабочего места стоя органы управления размещать на высоте 0,8–1,5 м.

[1] ФГУ ВНИИПО МЧС России. Письмо от 22.06.04. № 43/2.2 1180.

 [2]  ФГУ ВНИИПО МЧС России. Письмо от 29.10.2009. № 12-4-02-5100. О применении положений нормативных документов по монтажу.

Световые и звуковые оповещатели, как правило, должны устанавливаться в удобных для визуального и звукового контроля местах (межоконные и межвитринные пространства, тамбуры выходных дверей).

Допускается установка звукового оповещателя на наружном фасаде здания в металлическом кожухе или специального исполнения на высоте не менее 2,5 м от уровня земли.

При наличии на объекте нескольких ППК, КП световой оповешатель подключается к каждому прибору, а звуковой оповещатель допускается делать общим.

Монтаж других технических средств систем безопасности осуществляется в соответствии с проектной документацией, требованиями нормативно-технических документов и технической

 документацией на изделия.

rss