Сделано в Китае, но собрано в Болгарии
Яркие цветные новые машины сверкали в огромных прозрачных коробках в нескольких ключевых местах столицы. На каждом блестящем игрушечном транспортном средстве есть огромная белая надпись: «Сделано в Ловече». Это первые китайские легковые автомобили, произведенные в Болгарии.
В конце 2009 года Great Wall Motor начала переговоры о строительстве огромного автомобильного завода на заброшенном сельскохозяйственном участке недалеко от Браховицы - тихой деревни недалеко от Ловеча на севере Болгарии.
Объект официально открылся в феврале, когда было выпущено три автомобиля. Это Volix C10 - компактный хэтчбек с 1,5-литровым двигателем и пятью дверями, пикап и спортивная модель. Мощность завода составляет около 50 000 автомобилей в год, а цены начинаются с 16 000 болгарских левов, около $ 10 400.
В настоящее время Браховица собирает автомобили, изготовленные из деталей, изготовленных и окрашенных в Китае. Но, согласно планам руководства, деятельность объекта будет расширяться в ближайшие годы. Со временем он даже выполнит весь производственный цикл.
Идея инвестиций довольно проста. Болгария, самая бедная страна-член ЕС, предлагает низкие производственные затраты, дешевую рабочую силу и единый налог в размере 10%, самый низкий во всем Союзе. И после того, как китайские автомобили стали членами блока, они могут выйти на европейский рынок без уплаты таможенных пошлин.
Great Wall стремится привлечь новых потенциальных владельцев автомобилей с ограниченными бюджетами. И в Болгарии, и в Евросоюзе. Цены компании конкурируют с предложениями итальянского Fiat и румынской Dacia.
Любомир Станиславов, редактор журнала Top Geer в Болгарии, считает, что стратегия может сработать.
«Говоря« китаец », люди думают о чем-то некачественном и нездоровом. Но в данном случае, на самом деле, все наоборот. Я не знаю, может ли другой производитель автомобилей предложить лучшее качество за эту цену», - сказал он.
Другие, однако, более скептически. Бернард Ньюиал (Bernard Newial) - генеральный директор Renault Nissan Bulgaria, которая продает модели марки Dacia в соседней Румынии, говорит, что ограниченный ассортимент автомобилей ослабит конкурентоспособность Great Wall.
«Компания вряд ли изменит положение ведущих брендов на болгарском рынке», - сказал он в электронном письме. «Пока что китайским компаниям не удалось занять стабильную позицию в Европе, где эффективность двигателя и надежность автомобиля очень важны», - сказал он.
Через призму г-на Станиславова решение «Великой стены» войти в Болгарию является умным способом утвердиться на европейском рынке. Однако он признал, что сомневается в экономическом состоянии завода, которому придется продавать 15 000 автомобилей в год, чтобы оставаться открытым. Тем не менее, это слишком много, учитывая прошлогодние результаты, которые привели к покупке всего 22 000 новых автомобилей в стране за 12 месяцев. В 2008 году, до мирового финансового кризиса и европейской рецессии, их число превысило 60 000 человек.
Великая китайская стена частично решила свои проблемы, вступив в партнерские отношения с местным бизнесменом - болгарским олигархом Гришей Ганчевым. Г-н Ганчев, который разбогател во время перехода Болгарии на свободный рынок после падения коммунизма в 1989 году, имеет широкий круг предприятий. Включая футбольный клуб, сахарные заводы, автозаправочные станции и Litex Motors, которые инвестировали 90% из почти 160 млн. Левов в строительство завода в Ловече.
В противном случае компания первоначально планирует продавать свои автомобили в соседних странах, а затем и в Западной Европе.
Болгария является хорошей отправной точкой для экспорта автомобилей на европейский рынок, сказал Ван Фэн Ин - генеральный директор Great Wall, посетивший балканскую страну для официального открытия сайта. «У всех наших моделей есть шанс добиться успеха здесь», добавила она.
Александр Костадинов - менеджер по продажам и маркетингу Moto-Pfoe - официального дистрибьютора Ford, Volvo, Jaguar и Land Rover в Болгарии, приветствует инвестиции.
Костадинов предположил, что для того, чтобы пробиться на европейский рынок, «совершенно логично, чтобы производственный процесс происходил в Болгарии - развивающейся стране, которая предлагает такие же производственные издержки, как и в Китае».
На фоне стагнации по всей Европе и трудностей местных производителей, это не самое подходящее время для открытия нового завода. Однако г-н Костадинов указал, что, несмотря на кризис, существует ниша возможностей для роста.
Great Wall - не единственная компания, открывающая новые объекты в регионе. Несколько лет назад Ford начал производство в Румынии. А в апреле Fiat открыл новый объект в Сербии.
Ключ, говорит г-н Костадинов, состоит в том, чтобы убедить людей покупать новые машины вместо бывших в употреблении.
В течение десятилетий при коммунистическом правлении единственные автомобили, которые могли получить болгары, были сделаны в Советском Союзе, Лади и Москвичах, а также в восточногерманских трабантах. После падения железного занавеса болгары жаждали западных моделей, которые до этого видели только по телевизору.
Но в бедной Болгарии новые автомобили могут позволить себе очень мало людей. С годами даже использование старых, второсортных Mercedes и Beemvets стало признаком социального статуса.
Подержанные автомобили сегодня доминируют на болгарском рынке. Почти 200 000 из них были проданы только за последний месяц. Большинство было импортировано из Западной Европы. По словам г-на Костадинова, Болгария "находится на дне новых карт продаж автомобилей в Европе".
Но Great Wall надеется изменить традицию за один раз.
Станиславов объявил, что у бренда есть отличный шанс конкурировать с автомобилями Dacia, Opel, Volkswagen, Toyota и Chevrolet.
«Цена действительно соблазнительная. Кроме того, крупные бренды не имеют традиций на болгарском рынке. Поэтому я ожидаю, что люди будут готовы экспериментировать с чем-то новым, о чем они никогда не слышали», - предсказал он.
По данным BGNES
Мы будем рады, если вы поддержите онлайн-издание Mediapool.bg, чтобы вы могли и впредь полагаться на независимые, профессиональные и честные информационные и аналитические СМИ.
Поддержите насПодпишитесь на самые важные новости, анализ и комментарии к событиям дня. Информационный бюллетень отправляется на ваш электронный адрес каждый день в 18:00.
подписка