Транспорт Украина - Россия. Как изменилось сообщение двух стран?
- Как украинцы ездят в Россию сейчас?
- Будущее сообщения Украина - Россия
- Популизм или необходимость?
- последствия запрета
- Долго и опасно
За 4 года войны в Украине сократили количество поездов в Россию, прекратили авиасообщение и ввели биометрический режим . Похоже, это не окончательный перечень ограничений.
6 августа министр инфраструктуры Владимир Емельян заявил: "Мы рассматриваем вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой".
позже он объяснил , Что решение одобряли в комплексе мер по ситуации в Азовском море и оккупации Крыма и Востока Украины. Также отметил, что отмена сообщения с Россией касаться исключительно украинских поездов . Поэтому транзит останется при любых условиях.
"Украинская правда" рассказывает, как украинцы ездят в Россию сейчас, как потенциальная запрет отразится на экономике страны и есть ли будущее у предложения министра.
Как украинцы ездят в Россию сейчас?
Чтобы попасть в Россию, украинцы традиционно пользуются тремя основными видами передвижения: авиационный, железнодорожный и автотранспортный (автобусы, маршрутные такси, BlaBlaCar).
Поезда
Сейчас между странами курсируют 13 поездов. Восемь украинских:
"Киев - Москва" (прицепные вагоны из Чернигова)
"Харьков - Москва" (прицепные вагоны из Полтавы)
"Одесса - Москва"
"Киев, Харьков - Санкт-Петербург" (прицепные вагоны с Днепра)
"Хмельницкий - Москва" (прицепные вагоны из Жмеринки)
"Николаев - Москва" (прицепные вагоны из Херсона)
"Львов - Москва" (прицепные вагоны из Ковеля)
"Кривой Рог - Москва" (прицепные вагоны с Днепра)
А также пять транзитных:
"Кишинев - Москва" (два поезда) ( "Железная дорога Молдовы")
"Кишинев - Санкт-Петербург" ( "Железная дорога Молдовы")
"Москва - Кишинев" ( "РЖД")
"Баку - Харьков, Киев" ( "Азербайджанская железная дорога")
В "УЗ" уточняют, что за 2017-2018 годы прекратили курсирование прицепные вагоны в сочетании Черновцы - Москва, Ивано-Франковск - Москва, Кременчуг - Москва.
по первое полугодие 2018 в сочетании Украина-РФ перевезено 358 900 пассажиров - на 17,1% меньше, чем в прошлом году.
"За 2017 количество перевезенных пассажиров в сочетании Украины - РФ по сравнению с 2013 годом уменьшилась более чем в 5 раз, и тенденция снижения пассажиропотока сохраняется", - говорится в сообщении "Укрзализныци".
самолеты
От октября 2015 Госавиаслужба запретила российским авиакомпаниям летать в Украину. Российская сторона ответила на это зеркальными мерами. С тех пор авиационное сообщение между двумя странами отсутствует.
Однако, есть два типа перелетов, ныне связанных с РФ. Во-первых, полеты России в оккупированный Крым. За это Украина, справедливо считая полуостров своим воздушным пространством, пытается штрафовать каждую авиакомпанию , Которая такие рейсы выполняет.
Во-вторых, транзитные перелеты в Россию и обратно через аэропорты третьих стран, такие как Беларусь, Молдова, Литва и другие.
"После прекращения авиаперевозок национальная белорусская авиакомпания" Белавиа "и аэропорт" Минск "существенно нарастили транзитные перевозки. Также увеличилась сеть маршрутов из Минска в крупные города Украины", - объясняет экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.
"Украина потеряла, потому что" Украэрорух "(государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины - УП) получает платежи за пролет над территорией Украины. И то, что российские и другие компании, которые летели в РФ через нашу территорию, не осуществляют эти платежи - это довольно значительные убытки ", - отмечает эксперт по авиационному права Андрей Гук.
После введения запрета в 2015 году глава "Украэроруха" Дмитрий Бабейчук озвучивал, что Украина терять 10000000 евро ежегодно Или 11% от общей выручки. Еще за несколько месяцев эта сумма увеличилась втрое .
В 2013-м предприятие обслужило 535 000 рейсов, большинство из которых были иностранные. всего в 2017 году - 254 тысяч рейсов, но и это на 18,5% рейсов больше, чем годом ранее.
В феврале 2018-го "Украэрорух" сообщил, что впервые за 4 года объемы предоставляемых услуг выросли после резкого уменьшения интенсивности полетов в 2014 году.
Количество пассажиров также существенно уменьшилась после потери прямого авиасообщения с Россией. Если за первое полугодие 2013 году количество пассажиров составляла 6,3 миллиона, то в 2015-м - 4700000. Со следующего года статистика вышла из пике и за первое полугодие 2018 составила рекордные 8900000. Сейчас пассажиропоток через украинские аэропорты стабильно растет, несмотря на отсутствие авиасообщения с РФ.
По данным Министерства инфраструктуры, пассажиропоток через украинские аэропорты стабильно растет
Однако в плане экономических связей - грузов и транзитных перевозок - потери для Украины ощутимы, говорит Гук. Ведь с 2015 года, вслед за пассажирскими, запрещены и транзитные пролеты для российских авиакомпаний через воздушное пространство Украины, а также транзит военных грузов РФ.
Автотранспорт (автобусы, нелегальные маршрутки, сервис BlaBlaCar)
Ограничения по железнодорожному и авиационного направлений заставляют людей чаще пользоваться услугами именно автомобильного транспорта.
По словам Кофе, легальные перевозки между Украиной и РФ остались на прежнем уровне, а вот нелегальные начали активно развиваться. Они нерегулярные и наиболее опасны. Ведь водители, которые выполняют международные перевозки, должны иметь разрешение от государства, соответствующий стаж, отремонтированный автомобиль и проходить медосмотр.
Однако директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк утверждает, что перевозки, осуществляющих лицензиаты, также недостаточно контролируются.
"В" Укртранбезпекы "(орган, который должен следить за безопасностью транспорта - УП) нет достаточного кадрового потенциала для осуществления контроля эффективно. В региональных отделах, например, 6-8 специалистов-инспекторов на всю область, где сотни или тысячи маршруток. Часто лицензиаты злоупотребляют этим правом, отсутствует какая-либо процедура контроля за выездом из парка ".
По автобусов, то они регулярно выполняют рейсы в Россию почти по всем направлениям. Однако, звучат предложения запретить и их вместе с поездами. Кроме Емельяна, такую идею озвучил первый заместитель представителя президента Украины в Крыму Изет Гданов.
Будущее сообщения Украина - Россия
Владимир Емельян об ограничении пассажирского сообщения с Россией настроен решительно. Он заявляет, что "люди должны интегрироваться в ЕС".
"Если мы воюем, то нечего туда ездить ... Нравится это кому-то или нет, действия государства должны быть жесткими и адекватными».
также министр отвергает аргументы оппонентов , Что такие действия приведут к потерям на рынке перевозок. Он приводит в пример введенный ранее запрет на прямые полеты в РФ, после которой пассажиропоток "в направлении цивилизованных стран" вырос вдвое.
"Авиация развивается. Убежден, что такая же история будет и с железнодорожным, и с автобусным сообщением".
Читайте также
Зато Сергей Вовк считает, что компенсация одного направления на другое займет несколько лет.
"Возможно, в перспективе европейский вектор будет расти," Укрзализныця "активно работает в этом направлении. Но это вопрос ближайших лет, если не 5-ти или большего периода".
Сейчас Мининфраструктуры ожидает решения Кабмина относительно своих предложений. Когда состоится первое заседание, пока неизвестно.
Если для внедрения запрета понадобятся новые санкции против России, то после поддержки решения Кабмином, его направят на согласование в СНБО, а оттуда к президенту. Предусмотреть финальное решение пока сложно, поскольку власти пока даже не имеет четкой методологии его принятия.
Если поезда в Россию таки запретят - в "Укрзализныце" готовы внести изменения в расписание. Говорят, что выполнять все решения Министерства инфраструктуры как центрального органа исполнительной власти.
Популизм или необходимость?
По словам экспертов, главная проблема заявлений Емельяна - несистемности.
"Если мы говорим, что воюем с Россией, надо объявить о войне с Россией. Достаточно поводов и фактов, чтобы это сделать. Тогда, конечно, надо прерывать все коммуникации, газ, и грузовое, и автомобильное сообщение. Это показывает, что правительство не имеет стратегии ", - считает директор программы" Инфраструктура будущего "АЦ" Украинский институт будущего "Владимир Шульмейстер.
Заместитель председателя Верховной Рады Оксана сыроедов уверена, что прекращение сообщения с Россией - это не пафосный лозунг, а вопрос безопасности, ведь нельзя точно знать, кто и с какими намерениями приезжает в Украину из России.
"Пограничники рассказывали реальные истории, трагедии в Одессе предшествовала электричка из Севастополя, а увлечение Донецкой и Луганской ОГА произошло после того, как из Ростова приехали несколько поездов, привезли тех, кто это делал.
Поэтому мы должны учитывать мнение наших (западных - УП) партнеров, но самое важное им объяснять, для чего это делается. Не думаю, что будет критика, если она будет - надо объяснить, что это из соображений безопасности и гигиены, которая нам позволит сохраниться ".
Сыроедов также подчеркивает: таким образом страна самоопределиться, для нас Россия угрозой или нет. А само решение надо было принимать еще 4 года назад, ведь "с врагами не торгуют и не поддерживают гражданского транспортного сообщения".
Альтернативой отмене поездов мог бы стать визовый режим с Россией. В частности, за введение виз выступали глава СБУ Василий Грицак и глава МИД Павел Климкин . Это решение депутаты должны были рассмотреть в Верховной Раде прошлого лета, однако этого так и не произошло.
Сергей Вовк убежден, что введение виз - более реальный способ контроля за пассажиропотоком, чем запрет видов транспорта. Еще один вариант - закрытие границ.
"Если будет закрыта граница, иметь крымский вариант - люди будут доезжать до границы, будут переходить границу или пешком, или на частном автотранспорте, или маршрутками, дальше путешествовать транспортными компаниями других стран".
последствия запрета
Собеседники УП утверждают, что прервать пассажирское железнодорожное сообщение с Россией можно хоть завтра. "Перекрыть довольно быстро: вернуть пассажирам деньги за билеты и все", - говорит Шульмейстером.
Однако, целесообразно ли это с финансовой точки зрения? По словам экспертов, любое международное сообщение является более прибыльным, чем внутреннее.
По данным УЗ, в 2017 году самым прибыльным для "Укрзализныци" стал поезд Киев - Москва, который принес государственной компании 154500000 гривен. В ТОП-5 также вошли поезда Одесса - Москва и Киев - Санкт-Петербург.
Кликните на изображение, чтобы открыть в большом формате
За 6 месяцев 2018 "Укрзализныця" получила 177 580 000 гривен от курсирования поездов в направлении Российской Федерации и обратно.
Очевидно, что прекращение курсирования поездов в Россию будет для Украины убыточным. Это, в свою очередь, повысит популярность транзитных маршрутов.
"Если прекратится сообщения украинских поездов, но останутся молдавские - это Украина сделает большую услугу Молдове. Тогда они могут покупать новые пассажирские вагоны и назначать новые поезда - как получилось с Беларусью", - добавляет Александр Кава.
По авиасообщение Андрей Гук более оптимистичен:
"От отмены поездов пассажиропоток таких компаний, как" Белавиа ", в очередной раз увеличится. Однако в Минск летают и украинские авиакомпании, поэтому их пассажиропоток в этой части вырастет. Пассажиры поездов пересядут на самолеты".
Об отмене грузовых перевозок с Россией Владимир Емельян накануне уточнил , О котором пока не идет:
"С грузовым сообщением проблема не только в том, что" Укрзализныця "потеряет существенные поступления в ее бюджет, но и с международным законодательством, в частности, с теми обязательствами, которые Украина взяла на себя в рамках ВТО. Поэтому сейчас мы эту тему изучаем, но не продвигаем ".
Долго и опасно
За последние годы количество россиян, направляющихся в Украину, существенно сократилось. если за 2013 больше 10000000 россиян пересекли украинскую границу, то за первое полугодие 2018-го - всего 240 000.
Путешествующих в направлении Украины - РФ - Украина тоже все меньше, однако не настолько, чтобы отмене поездов прошло без нареканий.
"Пассажиропоток уже и так уменьшился до того уровня, когда ездят только люди, которым это действительно нужно: либо работники, или те, кто имеют тесные семейные или другие отношения", - говорит Сергей Вовк.
Кроме того, еще около 3 миллионов украинский сейчас живут в России. Подумать о них неожиданно предложил глава МИД Павел Климкин .
"Если мы говорим, что такого сочетания у нас не должно быть, все те сотни тысяч и миллионы украинский, которые ездят, каким образом мы к ним относимся? Что, мы назвать их предателями?».
Директор Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива Ирина Бекешкина уверена: те, кто считал, что нам с Россией надо как можно сильнее разрывать связи - только убедятся в своей правоте.
"А те, кто считал, что с Россией надо налаживать контакты - будут недовольны, но радикально это ничего не изменит".
Ясно одно - экономически и социально подобный запрет имеет больше недостатков, чем преимуществ. Вооруженной агрессии России и оккупации украинских земель для многих украинский недостаточно, чтобы отказаться от поездок в РФ. И вряд ближайшее время у них возникнет такая необходимость. Только дорога забирать больше времени и путешествовать автотранспортом станет менее безопасно.
Между тем главные изменения уже давно происходят в головах. социологи доказывают : Каждое проявление агрессии со стороны РФ, начиная с русско-чеченской войны к аннексии Крыма, только усиливал стремление украинский самоидентифицироваться. Если в конце прошлого века 60% населения поддерживали независимость, то за последние годы эта цифра достигала 90%.
Возможно, нужно бороться не за количество поездов в Россию, а за количество украинский в них?
Екатерина Есманова, для УП
Как украинцы ездят в Россию сейчас?Как украинцы ездят в Россию сейчас?
Популизм или необходимость?
Однако, целесообразно ли это с финансовой точки зрения?
Если мы говорим, что такого сочетания у нас не должно быть, все те сотни тысяч и миллионы украинский, которые ездят, каким образом мы к ним относимся?
Что, мы назвать их предателями?
Возможно, нужно бороться не за количество поездов в Россию, а за количество украинский в них?