Железнодорожный транспорт

Опубликовано: 04.12.2018

Томская область, являясь родоначальником центрального участка Транссиб а, который более полувека так и назывался — Томская железная дорога , имеет весьма незначительную железнодорожную сеть.

Страницы истории

Основные статьи :

Предложение оставить Томск в стороне от строившейся Транссибирской магистрали было высказано инж. Н.П. Межениновым после обследования предполагаемой трассы в 1889 году. В случае прохождения Транссибирской магистрали через Томск, большие участки приходились бы на пустынные заболоченные местности или на пересеченные оврагами участки, кроме того, мосты через реки пришлось бы строить в невыгодных местах. Дорога удлинялась на 86 верст, что привело бы к удорожанию строительства на 300 тысяч российских императорских золотых рублей и лишнему пробегу транзитных грузов.

В 1892 году году направление магистрали, минуя Томск, было утверждено. Летом того же года были проведены первые изыскания на трассе соединительной ветки от станции Тайга до Томска . В июне 1895 года началось строительство. 22 июля 1896 года в Томск прибыл первый поезд.

Первый железнодорожный вокзал в Томске, называвшийся «Томск», вошёл в строй 17 июля 1896 года. В 1896 году в южной части города был устроен Степановский разъезд, в 1898 году станция Степановка, чуть позже переименованная в Межениновку, в 1898—1899 гг. там был выстроен ещё один вокзал. С 1 января 1909 года он был назван « Томск-I », а вокзал «Томск» стал называться « Томск-II ». Вокзал «Томск-I» перестраивался трижды — в начале 1930-х, в 1970-х и в 2001-2003 годах — к 400-летию Томска. Вокзал «Томск-II» был полностью перестроен в 2000 году.

Пассажирские перевозки

На сегодняшний день из Томска осуществляется движение поездов до Москвы ( фирменный поезд «Томич» ), Анапы , Новокузнецка ( Поезд Томск-Новокузнецк ), Риддера (Казахстан, через Барнаул ), Белого Яра . Имеются вагоны прямого сообщения до Владивостока , Усть-Илимска . Прицепные вагоны периодически назначаются и отменяются в зависимости от пассажиропотока.

Количество направлений для поездов дальнего следования (четыре) очень невелико для нашего города по сравнению с Новокузнецком и Барнаулом, где при похожих условиях количество направлений доходит до десяти. Данное явление вновь позволяет спекулировать над тезисом, что Томск - это транспортный тупик. Однако в сходной с Томском ситуации находится Кемерово: центр трехмиллионного региона имеет только один маршрут поезда дальнего следования.

Пригородные перевозки осуществляются электропоездами по маршруту Тайга — Томск-II , в летний период назначаются дополнительные электропоезда от Томска до станции Басандайка .

В северо-восточном направлении неэлектрофицированные пригородные поезда идут со станции Томск-II (через Томск-Северный , Копылово , Туган ) до городов Томской области Асино и Белый Яр .

В 1950-х — 1970-х со станции Томск-II до станции Томск-7 также осуществлялись пассажирские перевозки [1] .

В мае 2010 года Томск получил поезд новой электрички (см. сообщение и фото ).

Узкоколейные железные дороги

В период создания предприятий лесоповала системы ГУЛАГ а ( Сиблаг в Сибири), территория Томской области на годы с 1930-го по 1991 оказалась покрыта немалой сетью узкоколейных железных дорог (УЖД). Наиболее протяжённой была УЖД от посёлка Красный Яр на правобережье Оби в направлениях (отдельные ветки) Асино ( Батурино ) и Белый Яр . Также до 1980-х гг. существовала УЖД в глубины Томь-Обского междуречья (направление «на Жуковку ») от посёлка Тимирязево , который в 1930-х — 1950-х имел каждую зиму ледовый мост УЖД с выходом на территорию Черемошников в Томске с выходом там на инфраструктуру станции Томск-Товарная .

Некоторые из тех УЖД действуют до сих пор. Большинство же было демонтировано местными жителями в период безхозяйственности первой половины 1990-х гг.

( раздел в стадии разработки, просьба дополнять информацией )

( понятие УЖД дано в Русской Википедии )

См. также : Узкоколейные железные дороги в Истории Томской области (сайт С. Болашенко, 2010).

Посёлки МПС

Основная статья в Товики : Посёлки МПС

Фотографии

Тепловоз 2ТЭ10У-0465, депо Томск-II, 1998

Тепловоз ТЭ3-6229 на вокзале Томск-II, 1998

Электровоз ВЛ10-673 в депо станции Томск-II, 1998

Электропоезд ЭД2Т-0034 недалеко от вокзала Томск-I, 2001

Электропоезд ЭР2-992 на станции Томск-I, 2007

Электропоезд ЭД4МК-0041 на станции Томск-I, 2007

Электровоз ВЛ10-1898 на станции Томск-II, 2007

Литература

Андреева Т.И. Формирование концепции железнодорожного сообщения Сибири и Туркестана в конце XIX — начале XX в. // Вестник Томск.гос.ун-та : «История» (журнал). — Томск , 2010. — № 1(9). — С.27—32. Афонин Д. Почему Транссиб прошёл мимо Томска // «Следующий шаг» (журнал) . — Томск , 2006. — N 4 (нояб.). — С.20—29. Басманов Н. На строительстве сибирской магистрали // Сибирская старина (ж-л). — Томск , 1995. — № 9(14). — С.15— 18. Бойко В.П. Проектирование и начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали и её влияние на экономику Сибири // Хозяйственное и культурное развитие Урала и Сибири в XIX—XXI вв. Вып.2. — Томск , 2010. — С.27—34. Борзунов В.Ф., Соловьёва А.М. Великая Сибирская магистраль // Советская историческая энциклопедия. — М. , 1963. Ветров В. Тупик: Трижды томичи поворачивали Транссиб в сторону своих «Афин». Но всё безуспешно // Томская неделя (газ.). — Томск , 1999. — 14 окт. — С.26. Гадзяцкий К.П. Сибирская железная дорога. — СПб. : Постоян.комис.народ.чтений; Тип. М. Акинфиева и И. Леонтьева, 1898. Гарин-Михайловский Н.Г. Карандашом с натуры: (По Западной Сибири). // Гарин-Михайловский Н.Г. Полн.собр.соч.: в 8-ми томах. — Пг. , 1916. — Т.7. — С.147— 167. ( Текст описания изысканий Западно-Сибирской ж.д. и ветви на Томск .) Гр. П-н. Очерк проектов железнодорожного строительства в Сибири: Отд. отт. из «Сибирского торгово-промышленного календаря» на 1910 г. — СПб. : Тип. Э.Ф. Мекс, 1910. — 36 с. — 24 см. (« Гр. П-н. » — один из вариантов подписи Г.Н. Потанина своих сочинений: Гражданин/Григорий Потанин . Псевдоним раскрыт по изд.: Масанов . Словарь псевдонимов. Т.2. — М. , 1957.) Гр. П-н. Пути и средства торгового сообщения России и Сибири: (К вопросу о значении Западно-Сибирского участка железной дороги) // Сиб. вестник . — Томск , 1892. — № 141. Гр. П-н. Сибирская железная дорога // Сиб. вестник . — Томск , 1892. — № 138. Гр. П-н. Торговые сношения России и Сибири: (Эскиз - к вопросу о железной дороге) // Сиб. вестник . — Томск , 1892. — № 139. Гр. П-н. Что такое Томск в торгово-промышленном отношении: (К вопросу о значении Западно-Сибирского участка железной дороги) // Сиб. вестник . — Томск , 1892. — № 143. Пыхтин С.П. Эпоха забытых героев и великих событий (2011). «Томск от А до Я. Краткая энциклопедия города». Томск: ЗАО «Издательство научно-технической литературы», 2004. 439 с. 3000 экз.

Примечания

В XXI веке небольшое здание ж.д. вокзала в Северске было ликвидировано.

См. также

rss