Житомир.info | Почему транспортная реформа провалилась в Житомире и как ее проводили в Виннице

Ехать в переполненной маршрутке, или долго ждать троллейбус - перед таким выбором каждое утро оказывается Житомира Карина Тупчий.

«Приходится лезть в маршрутку, которая битком набита, забиваться, которая битком набита, так как троллейбус ждать не физически времени. То есть, выбираешь, или опаздываешь на работу, или уже приходится ездить таким вот транспортом не совсем комфортным, едешь на одной ноге, упираясь в стекло », - сетует Карина.

Вечером с общественным транспортом ситуация не лучше - говорит Карина, потому автобусов и троллейбусов на маршрутах крайне мало.

«Чаще всего просто приходится вызывать такси, так как маршрутка одна в полчаса несмотря на графики, где там написано: последняя в 21-40, 22-40, ну как таковых нет. Просто или ты садишься, и говорят: «О, а мы уже на заправку, мы уже в гараж. Извините. До свидания". А троллейбус в половине десятого - это призрак. И также мне кажется, если городские власти хотя бы на неделю пересядет из своих автомобилей и попытается добираться на работу общественным транспортом, тогда они более глубоко поймут серьезность проблемы транспорта в нашем городе. Поэтому судить о том, как люди добирались троллейбусами и маршрутками, при этом ездить на машине, достаточно трудно », - говорит Карина.

Ежедневно в часы пик на улице Житомира выезжает 90 троллейбусов, 12 трамваев и 220 городских маршруток. Посмотрим на новую сеть городских автобусных маршрутов, которые в мае утвердил исполнительный комитет Житомирского городского совета. Практически все маршрутки курсируют по центральным улицам города и дублируют маршруты электротранспорта. Дополнительно автобусные маршруты работают в районах, не покрытых электротранспортом, и их протяженность больше. Самый длинный автобусный маршрут №11 достигает почти 20 километров, это на 5 километров больше, чем протяженность самого длинного троллейбусного маршрута «тройки».

Кроме того, большинство пассажиров электротранспорта - это пенсионеры и льготники, перевозка которых должна компенсировать государство. Впрочем, в ТТУ говорят, за перевозку льготников получают менее половины необходимой суммы.

«Ну вот берем статистику. Сейчас коэффициент 1,72 на 100 платных пассажиров 172 бесплатных. Может ли бизнес, который бы он там не был в таких условиях быть прибыльным? Субвенция 17500000 по нашим расчетам нам нужно дополнительно 39 млн », - говорит директор Житомирского ТТУ Олег Таможський.

Имея преимущество над электротранспортом, частные маршрутки часто побеждают в борьбе за пассажира еще и по скорости.

«Не нужно вырывать пассажира из-под носа у троллейбуса, который подъезжает к остановке. У нас очень часто бывает, когда маршрутка подъезжает к остановке, опережает наш троллейбус, подрезает его и создает опасную ситуацию на линии возле остановки », - продолжает Олег Таможський.

Руководители города не раз заявляли, что понимают проблемы общественного транспорта Житомира, единственное решение которых - это транспортная реформа. Чтобы обновить подвижной состав Житомирского ТТУ в Литве и Чехии купили 31 троллейбус, которые ранее были в использовании. А также взялись проводить капитальный ремонт старых неисправных троллейбусов и трамваев. Этому вагона уже более 30 лет, мастера уверяют, после ремонта он будет как новенький.

«Если ремонт обойдется порядка 350 тыс., То приобрести новый такой вагон - это будет около 10-ти миллионов. Тем более, что после проведения ремонта он будет дальше работать в течение может даже десятилетий », - говорит главный инженер ТТУ Виктор Саламатин.

В августе в Житомире анонсировали изменения в схемах движения общественного транспорта. Автобусные маршруты, которые курсировали по улице Киевской, перевели на улицу Котовского. За неделю до нововведения уже экс-заместитель городского головы Евгений Демчик сообщил об этом перевозчиков. Тем, кто не согласится на изменения, пригрозил расторжением договоров.

15 августа большинство маршруток перешли на улицу Котовского и уже через 5 дней в ТТУ почувствовали разницу, их выручка выросла почти на 20%.

«Обычно это было ощутимо. Только две остановки, два пролета, по которым 5 дней не ездили, мы за эти 5 дней дополнительно собрали 88 тыс. Грн. это о многом говорит. А если так работать в постоянном режиме, я думаю, что это даст дополнительные средства, которые не нужно будет брать из бюджета города, области и т. Д. », - говорит директор Житомирского ТТУ.

Впрочем, через 5 дней реформа закончилась. Тогдашняя руководительница городского совета Любовь Цимбалюк заявила, что это был эксперимент.

Рабочая группа исполкома решила, что изменения были преждевременными и вопрос требует комплексного подхода http://zt-rada.gov.ua/news/p5331 .

Это нововведение провалилось, потому перевозчики пригородных маршрутов, которые курсируют Киевской, не перешедших на улицу Котовского. И городская власть не смогла на них повлиять.

«Ну там ситуация сложилась такая, что на тот момент область не могла, чтобы вернулись областные перевозчики. Наши перевозчики городские поставили перед нами условие: до тех пор, пока область не будет придерживаться согласно договорам, мы вынуждены ездить, потому пассажира нету. Ну, какой-то момент мы не смогли с областью договориться, и перевозчики вернулись. Но сегодня они все ездят с нарушением и сегодня уже «Укртрансинспекция» составляет акты », - рассказывал нам в ноябре заместитель городского головы Евгений Демчик.

В Житомире работает 23 городских автобусных маршрута, которые принадлежат 16-ти перевозчикам. Четверть всех графиков принадлежит частному предприятию «Шерифф». В начале 2012-го предприятие было на четвёртом месте по количеству графиков. Правда и перевозчиков было вдвое больше, чем сейчас. Директор предприятия говорит, реформа провалилась не только из пригородные маршрутки, но и потому, что пассажирам не объяснили, где и когда будут курсировать автобусы.

«Заместитель городского головы Демчик эти реформы проводил, но у него они не удались. Почему? Потому что надо было обследование сделать пассажиропотока, изучить его. Мы перешли на Котовского поездили, но из этого ничего не вышло, так как не было рентабельности, люди не были ознакомлены в средствах массовой информации. Поэтому этот процесс закончился провалом », - говорит директор ООО« Шерифф »Александр Янчук.

Начиная работу над этим сюжетом, мы отправились в Винницу. Транспортная реформа, введена Владимиром Гройсманом там состоялась в начале 2012 года. Город полностью изменило концепцию движения общественного транспорта, с центральных улиц, где работает электротранспорт, убрали частные маршрутки, зато увеличили количество троллейбусов и трамваев, запустили коммунальные автобусы, а еще внедрили ночные маршрутки, которые курсируют по центральным улицам с 20-минутным интервалом. Но реформе предшествовала информационная кампания.

«Если не ошибаюсь, 29-го декабря было принято решение об утверждении новой маршрутной сети. Четко после того было изготовлено более 100 000 единиц брошюр, которые были розданы практически в каждую ящик жителям. Это было размещено и в транспортных средствах, на каждой остановке трамвая, троллейбуса и автобуса, на каждые остановке висели такие схемы, в которых было предусмотрено номера маршрутов, откуда отправляется, куда остановки. Это было все разработано на таком серьезном уровне, поэтому когда после утверждения новой схемы через 2 месяца было открытие новой системы, практически от людей не было замечаний, что кто-то ориентировался, как будет проходить маршрут. Проведена работа была очень серьезно. На первом этапе каждый день как минимум два раза в сутки совещания по внедрению данной системы, как она работает, каковы ее последствия, которые есть замечания. Каждый день было как минимум два совещания у городского головы людей, которые ответственны за эту систему », - говорит заместитель начальника КП" Винницкая транспортная компания "Николай Заверюха.

С 23-го февраля 2012-го года за работу общественного транспорта в городе отвечает «Винницкая транспортная компания». Она определяет графики движения для частных маршруток, а еще контролирует, придерживаются ли они условий договоров.

«На первом этапе мы - специалисты предприятия и инженерно-технические работники, стоявшие по каждому конечном пункта, и четко мониторили систему, как работает маршрутное такси. Если вы посмотрите на схемах, там предусмотрено, интервал должен быть 7 минут. Вот мы его мониторили. Если нет 7 минут, значит мы работали над тем, чтобы он был. И этот механизм продолжает работать, в некоторой степени совершенствуется », - продолжает Николай Заверюха.

У нас маршрутная сеть работает в тестовом режиме. Каждые три месяца в соответствии с критериями мы можем на следующие три месте уже не заключать с тем перевозчиком договора. У нас есть критерии по нарушениям и критерии по поощрению перевозчиков. К грубым нарушениям отнесены нарушения правил дорожного движения, дальше у нас есть другие нарушения - это перевозки стоячих пассажиров. Вы знаете, что у нас введена форма у водителей и кондукторов. Если три и более нарушений об отсутствии форменной одежды, который фиксируется, мы тоже на следующий тестовый этап не заключаем с перевозчиками договоров », - объясняет директор департамента энергетики, транспорта и связи Винницкого городского совета Алексей Пидоченко.

В Житомире конкурс на определение перевозчиков на 11 городских автобусных маршрутах провели в июне. Победителям продолжили договора на 5 лет. Дмитрий Ткачук - один из членов конкурсной комиссии по определению перевозчиков, - считает, с контролем качества перевозок в городе серьезные проблемы. Дмитрий координировал работу линии контроля качества пассажирских перевозок, введенную Демальянса. В течение трех месяцев активисты собирали от житомирян жалобы на перевозчиков и передавали в городской совет.

«Абсолютно на все эти обращения, направлялись от людей, мы имели ответы о том, что с перевозчиком проведена работа, ему позвонили, ему разъяснили, проведено совещание, собрали, дополнительно акцентировали и в таком стиле. Ни одного выговора, ни одного акта о нарушениях, ни одного договора в итоге не был расторгнут. Только такая превентивная работа, устные какие-то замечания и на этом наказание, обещанные рычаги влияния заканчивались со стороны городской власти », - в ноябре рассказывал член конкурсной комиссии Дмитрий Ткачук.

Пожаловаться на качество работы общественного транспорта житомиряне могут позвонив на горячую линию управления транспорта, или в городской информационный центр. Евгений Демчик подтверждает, что с начала года с одним житомирским перевозчик не разрывали договоры из-за жалоб пассажиров.

После попытки реформировать движение транспорта на улице Киевской городской власти больше не повторила попытку разделить троллейбусные и автобусные маршруты.

«Скажем так, этот проект, наверное, останется в планах на 16-й год. Мы о нем говорили в депутатских комиссиях. Общая сумма реорганизации этих двух улиц предусматривала около 30 миллионов гривен. Это создание одностороннего движения по улице Киевской с тем, что мы выводим, делая пешеходные улицы, предусмотрев велосипедные дорожки, снижение перекрестков для малоподвижных групп населения. Это светофорные объекты. Центр должен быть экологически чистым, поэтому мы видим его разгрузив на ул. Киевскую, ул. Котовского и на ул. Бориса Тена, ну и Бердичевской точно также на 1-го Мая. Этот проект остается проектом на 2016-й год, потому что нужно предусматривать финансирование, но это то, что сегодня необходимо для города », - объяснял Евгений Демчик.

30 ноября Евгения Демчика, который занимался транспортными вопросами, уволили с должности заместителя городского головы. На это место пришел Дмитрий Ткачук.

После освобождения Евгений Демчик выступил перед депутатами горсовета:

«Это было нелегкое время. Так как в городе много проблем, связанных и с транспортом, и с торговлей. К сожалению, значительное время моей работы пришелся на подготовку к выборам, поэтому, кроме профильных функций пришлось заниматься коммунальным хозяйством, жилищным, архитектуры. Не хватало времени на решение проблем транспорта ».

Найти время на решение транспортных проблем обещает вновь заместитель мэра Дмитрий Ткачук

«Я могу четко сказать, что сегодня приоритет должен быть у того же ТТУ, как коммунального транспорта. Потому что сегодня только он является контролируемым со стороны органов местного самоуправления. У меня есть кардинальное видение изменения транспортной сети », - сразу после назначения сказал он.

Дмитрий Ткачук считает, с транспортной реформой в Житомире нельзя медлить. Представить ее он обещает в начале следующего года, когда пройдет специальную проверку и приступит к исполнению обязанностей.

Расследование подготовлено в рамках Польско-Канадской Программы Поддержки Демократии при поддержке Министерства иностранных дел Республики Польша и Министерства иностранных дел, торговли и развития Канады.

Житомир.info

Может ли бизнес, который бы он там не был в таких условиях быть прибыльным?
Почему?