Смерть "Богдан". Как во Львове производят электробусы и современные трамваи

  1. Четыре стадии рождения
  2. Почему белорусам проще

ОТ РЕДАКЦИИ: В заголовке и в тексте упоминаются "Богдан". Обратите внимание, что речь идет не о корпорации "Богдан" и автобусы и троллейбусы большого и сверхбольшого класса, компания производит сегодня. В данном случае это часто применяемая собирательное название всех старых маршрутных микроавтобусов, в том числе производства компании "Богдан", которые сегодня используются в крупных городах.

Из Украинской не мечтал о удобный общественный транспорт европейского типа: с кондиционерами, удобными и чистыми сиденьями, просторным салоном.

Далеко не все украинские города могут позволить себе такую ​​роскошь. Пока только крупные города объявляют тендеры на покупку нового транспорта.

В Украине, как известно, также является мощности для производства общественного транспорта. Однако в тендерах городов отечественные производители побеждают редко. Хотя по качественным характеристикам украинский продукт не уступает иностранным аналогам.

Накануне ЭП побывала на львовском концерне "Электрон", который наиболее активно обновлял транспортный парк за последние годы. Чем он известен?

ОТ РЕДАКЦИИ: В заголовке и в тексте упоминаются Богдан

В первую очередь львовяне известны тем, что в кооперации с немцами изготовили первый в СНГ полностью низкопольный трамвай, который соответствует европейским требованиям. С скоростным трамваем "Электрона" киевляне уже знакомы, он давно курсирует по киевским улицам.

Однако одним из главных достижений завода является первый в Украине электробус. Пока он выезжает на маршруты только во Львове. На предприятии его считают будущей смертью городских "Богдан".

"Наш электробус - первый зарегистрированный в базе МВД как новый вид транспорта", - хвастает коммерческий директор предприятия Владимир Будзан.

Наш электробус - первый зарегистрированный в базе МВД как новый вид транспорта, - хвастает коммерческий директор предприятия Владимир Будзан

Электробус от 2015 эксплуатируется на регулярном маршруте и перевез уже более полумиллиона пассажиров.

И хотя он вдвое дороже дизельный, его эксплуатационные расходы в 10 раз ниже: электробус заряжается от электросети низким "ночным" тарифу. Этого заряда ему хватает, чтобы ездить по городу с пассажирами весь день.

Компания надеется, что кто-то из украинских городов таки решится приобрести новую экологическую модель. А пока на львовский электробус положила глаз Европа.

Наряду с серийным производством трамваев и электробусов машиностроительная корпорация производит троллейбусы собственной разработки, а также внедорожные полноприводные автомобили скорой медицинской помощи для сел и горной местностей.

Трамвай, электробус и троллейбус полностью соответствуют концепции предприятия "Дружественный к городу".

ВАЖНО ЗНАТЬ. Сейчас в Киеве работает 10 львовских трамвайных вагонов, во Львове - 9. Кроме того, "Электрон" изготовил 2 троллейбуса для Хмельницкого и 10 троллейбусов - для Львова. Львов также закупил у предприятия 65 низкопольных новеньких автобусов, сейчас выполняется контракт еще на 50 автобусов для города. На стадии завершения - заказ 10 автобусов "Электрон" для Ужгорода.

Сейчас мощности завода позволяют производить 50 трамваев и 100 троллейбусов или автобусов. Однако ведутся работы по расширению производственных площадей. Поэтому эти цифры уже вскоре могут возрасти.

Четыре стадии рождения

ЭП ознакомилась с цехами, где состояли автобусы "Электрон" для Ужгорода. Часть из них уже "обкатывается" по улицам города.

Собственное производство разделено на четыре зоны: механико-заготовительную, Покраска и сборочную.

В механико-заготовительной зоне происходит резка и гибка листового металла, труб и их обработка. Здесь происходит формирование костей транспортного средства.

Каркасм вагонов и троллейбусов рождаются в сварочной участка. Затем каркас подается на линию облицовки композитными антикоррозийными панелями.

Красивая зона - покрасочная. Работник называют ее "художницы". Там транспортное средство красится и высыхает.

В сборочном производстве в автобус или трамвай монтируют двигатели, сиденья, все электронную начинку кабины, окна, оборудуют двери.

"Двигатели, коробки передач, мосты, тормозные системы приобретаются в Европе, потому что в Украине их никто не производит", - объясняет Владимир Будзан.

ВАЖНО ЗНАТЬ. "Электрон" - акционерное общество, акции которого зарегистрированы под №1 в Украине. Начав свою деятельность в 1918 году как электротехническая мастерская, "Электрон" в середине прошлого века стал предприятием-производителем телеприемников одноименной марки, которые вошли в историю отечественного телевизоробудування как надежная и самая популярная марка телевизоров.

Почему белорусам проще

Однако жизнь современного комфортного трамвая или автобуса начинается не в конструкторском бюро или в цехе, а с торгов. По словам коммерческого директора предприятия Владимира Будзана, украинская система государственных закупок неправильно "заточена" только под цену - кто предложил более низкую, то и поставляет городам новый транспорт.

По словам коммерческого директора предприятия Владимира Будзана, украинская система государственных закупок неправильно заточена только под цену - кто предложил более низкую, то и поставляет городам новый транспорт

Поэтому неудивительно, что тендеры на поставку общественного транспорта часто выигрывают белорусские компании, которые побеждают через один критерий - низкую стоимость.

Объяснение простое: машиностроение в Беларуси - одна из приоритетных отраслей экономики. Автобусостроители из ближнего зарубежья имеют огромные преференции от правительства: дотируются из государственного бюджета и кредитуются банками по низким ставкам К тому же при ввозе в Украину они не платят таможенных и других платежей - так действует договор о свободной торговле в СНГ.

Отсюда и их преимущество в цене, но не в качестве.

Отсюда и их преимущество в цене, но не в качестве

"Вот так украинские бюджетные средства наполняют казну соседней страны, вместо того, чтобы вливаться в экономику собственного государства, а через налоги - в местные бюджеты, не говоря уже о создании новых рабочих мест", - отмечает Будзан.

"Отечественная техника оказывается дороже на 10-15%, хотя превосходит белорусские аналоги по многим характеристикам и практически соответствует европейским стандартам", - подчеркивают на предприятии.

Кроме того, отмечает Будзан, наши чиновники часто ленятся или боятся прописывать в тендерных требованиях технические требования к транспорту, которые включали сервисное обслуживание.

Кроме того, отмечает Будзан, наши чиновники часто ленятся или боятся прописывать в тендерных требованиях технические требования к транспорту, которые включали сервисное обслуживание

ЭП тем временем интересуется, почему в украинском автобусах нет кондиционеров.

"Мы можем ставить кондиционеры и в автобусы, и в троллейбусы, но не все заказчики готовы платить за это. Есть еще один фактор - за рубежом автобусы имеют две двери, а в Украине - три. Расстояния между остановками в ЕС длиннее, на каждую дверь есть кнопка, которая их индивидуально открывает.

У нас же водители надо или не надо открывают сразу все двери, весь воздух на остановках за 2 минуты выходит и кондиционер не успевает заполнить салон прохладой. К тому же при использовании кондиционера возрастает потребление топлива. Поэтому заказчику проще вписать в требования вентиляторы и большие окна ", - объясняет Будзан.

Материал написан по инициативе редакцииМатериал написан по инициативе редакции.Все расходы на создание фоторепортажа во всех без исключения случаях осуществляются только за счет редакции.Если у вас есть интересные идеи для фоторепортажей, касающихся успешных предприятий и кейсов, присылайте свои предложения на почтовый ящик "Экономической правды": [email protected]

Фото Натальи Дяченко

Чем он известен?